Nismogdrive.ru

Отчет о прибылях и убытках. Контроль финансов.

Учет выбытия основных средств

При списании изношенного имущества на предприятии нужно создать комиссию, которая и примет решение, списывать или не списывать изношенное имущество. Создается она по приказу руководителя организации. Обычно в комиссию входят руководители подразделений, ведущие специалисты, а также главный бухгалтер. Кроме того, в состав комиссии следует включить того сотрудника, который несет ответственность за сохранность основных средств.

Комиссия решает, можно ли дальше использовать имущество и насколько это целесообразно. Если решено его ликвидировать, то комиссия составляет Акт на списание объекта основных средств унифицированной формы № ОС-4, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7.

Отмечу, что объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу переводятся в разряд МБП и списываются на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию тем же документом – Актом на списание объектов основных средств (Приложение №4).

В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или эксплуатации на предприятии должен быть организован надлежащий контроль за их движением. Данное списание основных средств осуществляется на основании Бухгалтерской справки (Приложение №5).

Следует заметить, когда ликвидируется автомобиль, надо заполнить Акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а). Кроме того, есть еще одна форма акта - № ОС-4б. Она составляется, когда списывается целая группа однородных объектов.

В актах надо указать причину, по которой списывается имущество. Такой причиной может быть физический и моральный износ. Здесь же приводят сведения, характеризующие объект: его название и срок службы, инвентарный и заводской номер, а также первоначальную и остаточную стоимость.

Члены комиссии и руководитель организации подписывают акт и передают его в бухгалтерию. Там в акт вносят сведения о расходах на демонтаж оборудования и о стоимости деталей и материалов, которые при этом получены.

На основании акта бухгалтер делает отметку в инвентарной карточке о выбытии основного средства. При этом он указывает дату и причину, по которой списан объект. После этого акт передается на подпись главному бухгалтеру.

Инвентарные карточки по основным средствам, которые списаны, хранятся в течение срока, определенного руководителем организации.

Списывая основные средства, которые морально устарели или физически изношены, организация несет операционные расходы. Расходами считаются остаточная стоимость основного средства, затраты по демонтажу, в том числе заработная плата рабочих, единый социальный налог и страховые взносы. Однако, ликвидируя основное средство, предприятие может получить и доход. В частности, к доходам относится стоимость материалов, полученных в результате демонтажа основных средств. Причем эти ценности приходуются по рыночной стоимости

Стоимость материалов, которые получены в результате демонтажа основного средства, отражают по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы». По дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы» приводят расходы от списания имущества.

Остаточная стоимость основного средства указывается на субсчете «Выбытие основных средств» счета 01 «Основные средства». По дебету этого субсчета отражается первоначальная стоимость списываемого имущества, а по кредиту отражается сумма начисленной амортизации до выбытия. Обе эти суммы указывают с учетом переоценки.

Заметим, если после переоценки стоимость основного средства возросла, то сумма дооценки учитывается по кредиту счета 83 «Добавочный капитал». Списывая такой объект, надо перенести сумму дооценки на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Таково требование п.15 ПБУ 6/01.

Текущая учетная информация в течение месяца оказывается разобщенной по многим счетам синтетического и аналитического учета. В таком виде она трудно обозрима, ее сложно прочитать и осознать. Для обобщения учетной информации используются различные способы, одним из них является составление Оборотной ведомости (Приложение №6).

Для большей конкретизации выводится на печать Ведомость операций по счету 01 (Приложение №7), в которой данные приведены в хронологическом порядке (по датам).

Затем, все эти данные попадают в Журнал-ордер № 13 «Учет имущества» (Приложение №8), а после в Главную книгу и отчетность. Перейти на страницу: 1 2