Nismogdrive.ru

Отчет о прибылях и убытках. Контроль финансов.

Состояние оплаты труда на предприятиях в России.

Заинтересованность человека в своем труде - казалось бы, аксиома. Тем не менее в России, провозгласив­шей в Конституции приверженность принципам рыночной социально ори­ентированной экономики, мы наблю­даем грабительскую эксплуатацию че­ловека труда, которая однажды уже привела людей под знамена револю­ции. В то время как цены на энергоре­сурсы в стране приблизились к миро­вым, цена на труд снизилась в шесть-семь раз. Резкое падение объемов про­изводства сопровождалось ростом безработицы и деформированием рынка труда. Существенное превыше­ние предложения рабочей силы над спросом, структурная безработица со­здают тяжелейший "навес" на рынок труда, позволяя работодателям удер­живать уровень заработной платы на низкой отметке.

Именно обстоятельства, связанные с наличием явного и скрытого избытка рабочей силы, определяют особен­ность формирования системы оплаты труда на предприятиях. Не менее важ­но и то, что отсутствуют институты кон­троля за оплатой труда на предприяти­ях со стороны государства. И это при том, что у боль­шинства новых собственников пред­приятий пока не сложилось цивилизо­ванного отношения к оплате труда сво­их работников. Дополняет картину нестабильность финансирования расхо­дов на оплату труда работников бюд­жетной сферы и высокая инфляция, что во многом связано с непрофессиона­лизмом чиновников и отсутствием кон­троля за деятельностью естественных монополий.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ «каждый имеет право . на вознаграждение за труд . не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда .». Отказ от уста­новления на общефедеральном уровне минимального размера опла­ты труда означал бы отмену одного из важнейших социальных стан­дартов, существующих практически во всех экономически развитых странах.

Особое значение установление МРОТ имеет для организации оп­латы труда работников бюджетной сферы, поскольку тарифная став­ка 1-го разряда ЕТС не должна быть ниже федерального минимума оплаты труда. Это положение четко зафиксировано в Трудовом ко­дексе РФ.

За федеральным уровнем государственного управления остается решение вопроса об ус­тановлении МРОТ с ориентацией на прожиточный минимум, а впоследствии - и на минималь­ный (а затем и рациональный) потребительский бюджет.

Чрезвычайно важным в этой связи представляется создание эффективного механизма ин­дексации заработной платы (т.е. повышения государством и работодателями денежных дохо­дов граждан), позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потреби­тельских товаров и услуг. Особенно значима индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов). Сегодня положение дел таково: денежные доходы работников государствен­ных предприятий и организаций, а также выплаты за счет бюджетных источников индексируют­ся достаточно регулярно, в то время как в негосударственном секторе индексация проводится далеко не в полном объеме. Здесь, увы, мы сталкиваемся с невыполнением федеральных зако­нодательных норм.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это - оплата труда поставкам и окладам, государ­ственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем в случае повреждения здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Осуществлять действен­ный контроль за выполнением законодательных норм в части индексации доходов и начислен­ной заработной платы призвано федеральное ведомство по труду и его органы на местах.

Существенную роль в государственном регулировании доходов и за­работной платы призвана играть система налогообложения индивидуальных доходов граждан. Введенная в 2001 г., она усугубляет резкое имущественное расслоение населе­ние. Вместо того чтобы перенести «тяжесть» налогов с менее обеспеченных слоев населения на более обеспеченные, нынешняя равная для всех 13%-ная ставка взимания налогов независимо от абсолютных размеров доходов создает преимущества для высокодоходных (высокооплачи­ваемых граждан. Такое положение не может быть признано социально справедливым и оправ­данным. Ни в одной из развитых рыночных экономик нет «гладкой» шкалы взимания налогов, повсюду действует принцип прогрессивного нарастания ставки налогов на индивидуальные до­ходы. При этом соблюдается определенная мера: как свидетельствует мировой опыт, если изы­маются более 40-50% доходов, предприниматель теряет интерес к своему бизнесу.